Покупаем бензин.
Как нас обманывают
Автор – Сергей АЛЕКСЕЕВ
Подорожание бензина вновь сделало актуальным извечный
вопрос автомобилистов: что нам наливают на заправках и на сколько
нас при этом обманывают?
Эксперты Независимой ассоциации покупателей (НАП РФ)
постарались найти ответ на эти вопросы и провели совместно с телепрограммой
"Деловая Москва" потребительскую экспертизу бензина.
Объект исследовани
Мы решили измерить объем и октановое число для
пяти образцов бензина Аи-92, закупленного нами на АЗС Москвы и ближайшего
Подмосковья. Закупки производились в районе Ленинградского шоссе.
Для того, чтобы в результате исследований получить достаточно полную
картину состояния дел на столичном бензиновом рынке мы (условно
конечно) разделили все заправочные станции на пять больших категорий
и сделали случайную выборку по каждой категории. Второй и третий
столбцы таблицы демонстрируют читателям, что у нас получилось. Особое
внимание просим обратить на пятую строку. Здесь мы были вынуждены
заменить категорию "Бензовоз (бочка) на обочине дороги"
на "Заправка за границей МКАД". Дело в том, что стараниями
московских властей бензовозы как категория АЗС на сегодняшний день
целиком и полностью с московского рынка бензина вытеснены, и найти
их нам на обочине Ленинградского шоссе (равно как и МКАД) не представилось
возможным. Поэтому в качестве "бочки на обочине" фигурирует
заправочная станция "Лукойл" в ближайшем Подмосковье.
Методика закупок
Для того, чтобы выглядеть крайне неприятными
клиентами мы решили закупать по 4 литра бензина Аи-92 на каждой
АЗС, расплачиваться купюрой в 100 рублей, не настаивать на выдаче
чека, а купленный бензин заливать в "запрещенные" пластиковые
канистры, предварительно пронумеровав их с 1 по 5. Наши действия
являлись абсолютно законными, дело в том, что бензин суть "продукт,
продающийся в нефасованном виде" и покупать его можно любое
количество литров или на любую сумму денег в любую тару, для этого
предназначенную. Различного вида ограничения, типа "не более
20 литров" или "не менее 5 литров" или "в пластиковые
канистры не наливать" является нарушением Закона РФ "О
защите прав потребителей" и правил торговли. Попытка требовать
у клиента "мелочь" также есть нарушение Закона и Правил,
поскольку нигде в Законе и Правилах не сказано, что клиент обязан
перед покупкой бензина (равно как и другого товара) менять деньги
на более мелкие. Решение покупать именно по 4 литра было принято
на основании многолетнего шоферского опыта: в пятилитровую канистру
налить 5 литров не расплескав бензин очень трудно, а мы хотели быть
максимально объективными.
Методика измерений
Для того, чтобы измерить объем закупленного
бензина мы приобрели у фирмы "Лабораторное оборудование"
специальный мерный цилиндр, объемом 1 литр. Мерный цилиндр суть
сертифицированная лабораторная посуда, позволяющая проводить измерения
объема жидкостей до 1 литра с точностью 10 миллилитров. Для того,
чтобы измерить октановое число бензина мы приобрели бытовой октанометр
(напомню – наша экспертиза потребительская), который можно купить
в каждом приличном магазине автозапчастей. Прибор имеет маркировку
РСТ, а значит, имеет сертификат соответствия, а значит, может быть
использован в качестве измерительного средства. Октанометр имеет
две шкалы: значение октанового числа и плотность жидкости в кг./куб.м.
Показания прибора фиксировались по обоим шкалам.
Легитимность
Для того, чтобы избежать обвинений в подтасовке
результатов и разбавлении бензина после закупок мы пригласили участвовать
в экспертизе наших коллег из передачи "Деловая Москва",
причем, изначально договорились о том, что процесс закупки бензина
будет фиксироваться видеокамерой, измерения буду производиться сразу
же после окончания всех закупок, а само экспертное мероприятие будет
непрерывным и по окончанию оного мы зафиксируем результаты и огласим
их по ТВ, опубликуем и разместим в сети Интернет.
Процесс пошел... Будним днем, после трех часов
пополудни на двух автомашинах мы двинулись совершать закупки. В
багажнике моей "четверки" кувыркались пять пронумерованных
желтых пластиковых канистр, специально предназначенных (и сертифицированных)
для хранения бензина этилированного и неэтилированного, масел, тосола,
воды, электролита и любых других автомобильных жидкостей, которые
автовладелец захочет в эти канистры налить. Эти чудо-канистры для
проведения экспертизы бензина любезно предоставила нам фирма "АСПЕКТ".
Первой на нашем пути оказалась заправочная станция
системы МПКА N123, расположенная на пересечении улицы Смольной и
Прибрежного проезда. Залив 4 литра бензина в канистру с номером
3 (заметив видеокамеру чек и сдачу дали сразу и с улыбкой) мы продожили
экспертное путешествие, пересекли канал имени Москвы по красивому
мосту Ленинградского шоссе и сделав правый поворот на МКАД въехали
на территорию АЗС N11 "Гранд".
Здесь нас ждал неприятный сюрприз. Нет, нет,
бензин нам дали (канистра N2), дали сдачу со 100 рублей и дали чек,
но не успел оператор съемочной группы начать свою работу как из
драных "Жигулей", припаркованных неподалеку выскочил некий
толстомордый господин и представившись "майором милиции из
Химок" потребовал прекратить съемку. "У вас есть разрешение
вести съемку на территории АЗС" – набросился "майор из
Химок" на съемочную группу. Я представился и попросил "майора
из Химок" предъявить служебное удостоверение. "Неприятностей
хочешь!" – грозно закричал толстомордый, – "сейчас у тебя
будут неприятности!". С этими словами он вскочил в свой "Жигуленок"
(гос. N Е3108МЖ) и отбыл (вероятно за подмогой). А может быть за
своим удостоверением (или за неприятностями для меня).
Бывает... Пообщавшись с "майором" мы
с некоторой опаской углубились на территорию независимого города
Химки и в самом конце Юбилейного проспекта закупили бензин на заправке
"Лукойл" (канистра N5).
С облегчением покинув территорию города Химки
по Ленинградскому шоссе (проститутки на обочинах еще не стояли,
было слишком рано, поэтому больших пробок не было) мы персекли МКАД
и провели закупку бензина на АЗС Nefto Agip (канистра N1). Здесь
тоже не обошлось без происшествий. Сотрудник охраны АЗС заприметил
наши пластиковые канистры и ринулся запрещать нам "залив бензина
в пластик". Пришлось ознакомить грозного стража порядка с этикетками
на боковой стенке канистры, в которой специально указано (для всех
запрещающих), что товар сертифицирован и перечислены все бензины
и масла, которые можно в эту канистру заливать. По прочтении текста
стражем порядка инцидент был исчерпан.
Чтобы найти контейнерную заправку нам пришлось
прокатиться по Ленинградскому шоссе до моста через Окружную железную
дорогу. Здесь, непосредственно под мостом мы обнаружили некое ТОО
ГДКМ (расшифровать название не берусь), где и заполнили последнюю
канистру под N4
Результаты тестирования и комментарии
Первое и самое главное: недоливают везде! Где-то
больше, где-то меньше, но повсюду. Вероятно, АЗС так страхуются
от недолива из цистерн, которые в свою очередь искажают данные,
чтобы подстраховаться от недолива на нефтебазах. Порочная цепочка
недолива начинается прямо на нефтеперегонном заводе, а оплачивает
эти игры, естественно автовладелец. У меня лично недоумение вызвал
очень большой недолив на муниципальных АЗС (МПКА). Наверное у города
Москва долги большие, а отдавать нечем, вот и собираем со всех автомобилистов
понемногу... Удивление также вызывает низкое октановое число на
такой известной заправке как Nefto Agip. Удивление не вызывает низкое
качество бензина на ТОО ГДКМ – бензин ярко желтого цвета, может
быть излишек серы, а может быть наличие некоего вещества увеличивающего
октановое число.
Рекомендации автовладельцам
- Не обольщайтесь "громким" фирменным
именем АЗС – как правило источник бензина на всех АЗС в данном
регионе один и тот же нефтеперерабатывающий завод;
- Не верьте рекламным обещаниям о "двойной"
или "тройной" очистке бензина на АЗС, специалисты считают
это принципиально невозможным;
- После окончания работы колонки не спешите вынимать
"пистолет" из бензобака – так можно упустить последний
литр бензина;
- Старайтесь заправляться на одной и той же АЗС
(но сначала попробуйте несколько АЗС и выберите ту, после заправки
на которой двигатель вашего автомобиля работает лучше);
- Заправившись в неизвестном месте обязательно
используйте модификатор бензина или фирменную добавку в топливо.
Таким образом можно обезопасить себя от бензина низкого качества.
Результаты
- Брэнд,известный в мире Nefto Agip
цена за литр 8,25р.
реально налито 3.920
плотность (кг/куб.м.) 750
октановое число Аи-80
- Брэнд, известный в Москве "Гранд"
цена за литр 7,60р.
реально налито 3.960
плотность (кг./куб.м.) 755
октановое число Аи-92
- Муниципальная система МПКА
цена за литр 7,60р.
реально налито 3.720
плотность (кг./куб.м.)765
октановое число Аи-93
- Контейнерная заправка ТОО ГДКМ
цена за литр 7,70р.
реально налито 3.980
плотность (кг./куб.м.) 770
октановое число Аи-93
- Заправка за границей МКАД "Лукойл"
(гор. Химки)
цена за литр 7,40р.
реально налито 3.970
плотность (кг./куб.м.) 775
октановое число Аи-93/95
Итоги и перспективы
Пять АЗС очень небольшая выборка, которая тем
не менее позволяет продемонстрировать основные способы обмана потребителя:
недолив и низкое качество бензина. Мы планируем в ближайшее время
продолжить и углубить нашу бензиновую экспертизу, в частности провести
экспертизу бензина на всем протяжении одной из крупных российских
магистралей (ну например Е95, начиная с территории Тульской области,
Серпуховской район, Москва, Солнечногорский район и Тверская область),
провести полную экспертизу бензина на той АЗС, которую укажут нам
наши читатели, углубить и расширить список "фирменных"
АЗС и провести там потребительскую экспертизу бензина, чтобы к весне,
к массовому выезду автомобилистов на дороги опубликовать полную
таблицу результатов экспертизы бензина известных АЗС Москвы и Подмосковья,
а то и рейтинг какой построить. В этой работе мы рассчитываем на
помощь наших читателей. Господа автомобилисты, бытовые октанометры
пока еще в свободной продаже и стоят недорого. Присоединяйтесь!
Досье потребителя.
Октановое число бензина
Октановое число (ОЧ) условный показатель, характеризующий
способность топлива обеспечивать бездетонационную работу двигателей
с принудительным воспламенением. Точно определить ОЧ можно при помощи
тестов, путем подбора смеси из двух эталонных углеводородов: нормального
гептана (для которого ОЧ принимается равным 0) и изооктана (с ОЧ
равным 100), которая (смесь) по детонационным свойствам будет эквивалентна
испытуемому бензину. Существует два метода определения ОЧ: исследовательский
(в этом случае в марке бензина присутствует буква "и")
и моторный. Мнемонически ОЧ можно определить, как способность рабочей
смеси не воспламеняться при сжатии в цилиндре двигателя (детонационная
стойкость). Чем больше ОЧ, тем больше можно сжать рабочую смесь
в цилиндре не опасаясь самовоспламенения (детонации) и, следовательно,
получить большую мощность двигателя и полное сгорание рабочей смеси
после принудительного ее воспламенения свечой. Поэтому, при попытке
залить в двигатель, предназначенный для работы на бензине Аи-95,
низкооктановый бензин начинается детонация (а значит постепенное
разрушение поверхности цилиндра двигателя и всех его рабочих элементов),
следствием чего будет снижение ресурса и надежности двигателя и
резкая потеря его мощности. Регулярное использование бензина с заниженным
октановым числом приведет к разрушению перемычек между канавками
поршневых колец, прогару прокладки головки цилиндра и оплавлению
поверхности днища поршней и клапанов. Двигатель в котором регулярно
используется низкооктановый бензин может выйти из строя практически
в любой момент при резком увеличении нагрузки.
|