Статья любезно предоставлена Интернет-каталогом
ПОДБЕРИ.ру
Оплата услуг сотовой связи.
От чего зависит размер оплаты
Размер оплаты услуг сотовой связи определяется
объемом трафика и его составом – долей местных, междугородных, международных
вызовов и т.п., а также составом и объемом используемых дополнительных
услуг. Зависимость платы от объема трафика или услуг, как правило,
бывает прямой, то есть чем больше объем трафика или услуг, тем больше
размер платы. Но при этом размер платы может расти медленнее, чем
объем услуг.
Правила оплаты устанавливаются компанией-оператором,
и время от времени могут изменяться. Трафик оплачивается в соответствии
с так называемыми тарифными планами, дополнительные услуги – в соответствии
с установленными для них правилами. Кроме того, могут использоваться
различные схемы оплаты услуг – кредитная, авансовая, с предоплатой.
Схемы оплаты
В сотовой связи используются три схемы оплаты
услуг: кредитная, авансовая и с предоплатой.
При кредитной схеме абонент пользуется
услугами сотовой связи в кредит, а по окончании расчетного периода
(обычно месяца, причем начало расчетного месяца не обязательно совпадает
с началом календарного) получает счет на оплату всех предоставленных
услуг, который должен быть оплачен в течение определенного срока.
В зависимости от правил, установленных конкретным
оператором, оплата счета может производиться наличными деньгами,
банковским переводом или через платежную банковскую карточку. Для
снижения риска оператора кредитная схема оплаты часто предусматривает
внесение абонентом определенной суммы денег в качестве депозита
(гарантийного взноса, залога). Депозит вносится при заключении договора
на предоставление услуг сотовой связи, и возвращается абоненту в
случае расторжения договора.
При авансовой схеме абонент вносит некоторую
сумму денег заранее (авансом), и оплата производится из этой суммы,
то есть по мере предоставления услуг соответствующие суммы списываются
с баланса абонента, вплоть до исчерпания всего аванса. Есть вариант
этой схемы, при котором на балансе абонента должна оставаться некоторая
сумма, называемая неснижаемым остатком (своего рода аналог депозита
кредитной схемы). При достижении этого предела предоставление услуг
прекращается, и возобновляется только после пополнения аванса.
Обычно для абонента предусматривается возможность
в любое время уточнить, какова величина остатка на его балансе,
чтобы иметь возможность заблаговременно его пополнить. Может предусматриваться
также схема напоминаний о приближающемся исчерпании баланса. Пополнение
баланса, как и в кредитной схеме, может производиться различными
способами, определяемыми оператором. Выставляемые абоненту счета
при авансовой схеме предназначаются не для оплаты, а для информации.
Схема с предоплатой (для нее иногда употребляют
английское название prepaid) сходна с авансовой. Оплата услуг также
производится заранее, но посредством телефонной карты – пластиковой
или картонной карточки стандартного размера (86 x 54 мм),
на которой указан ее номинал (в долларах, в рублях или в минутах
трафика) и нанесен секретный код (ряд цифр, скрытых под непрозрачным
защитным слоем).
Карта покупается заранее и активируется в нужный
момент. Полностью автоматическая работа системы обеспечивает возможность
активации карты в любой день и в любое время суток. Под активацией
карты подразумевается процедура зачисления суммы, уплаченной за
карту, на виртуальный счет абонента. Происходит это так. Защитный
слой на поле секретного кода карты стирается, затем набирается определенный
номер телефона, и следом набираются все цифры секретного кода. Эта
процедура обычно интерактивна: она сопровождается подсказками со
стороны автоответчика системы и завершается подтверждением пополнения
баланса. Пополнение баланса происходит практически мгновенно, то
есть в счет вновь перечисленных денег можно сразу же звонить. Телефонную
карту иногда называют скретч-картой (от английского – царапать,
скрести).
Услуги при такой схеме оплаты предоставляются
в пределах оплаченной суммы, причем деньги с виртуального счета
списываются в реальном времени, по ходу разговора, вплоть до прерывания
неоконченного разговора при исчерпании баланса, после чего номер
блокируется. В течение некоторого времени (порядка месяца или более)
обычно сохраняется возможность простой разблокировки номера посредством
активации новой карты с пополнением баланса на соответствующую сумму.
В схеме с предоплатой есть еще несколько особенностей.
Новая телефонная карта должна быть активирована в течение определенного
срока (срока годности карты). Хотя обычно этот срок достаточно велик
(полгода или год для недавно выпущенной карты), тем не менее запастись
картами на всю жизнь невозможно, их приходится покупать по мере
необходимости (с небольшим запасом). Кроме того, сумма, перечисленная
на виртуальный счет абонента, должна быть израсходована в течение
определенного времени со дня активации карты (периода действия карты
– порядка месяца или нескольких месяцев, в зависимости от номинала
карты). По окончании периода действия карты телефонный номер также
блокируется, при этом недоиспользованный остаток денег на счете
может быть аннулирован (если это предусмотрено правилами данного
оператора). Но если новая карта активируется до окончания срока
действия предыдущей, то перечисляемая сумма денег добавляется к
остатку на счете, а период действия соответственно продлевается.
Абонент может в любое время проверить остаток
баланса на виртуальном счете, и получает напоминания о приближающемся
исчерпании баланса или скором окончании периода действия карты.
Никаких счетов абоненту не выставляется.
Оплата трафика
(тарифные планы)
Правила оплаты трафика при любой схеме оплаты
определяются тарифным планом. Основными параметрами тарифного плана
являются абонентская плата и стоимость минуты эфирного времени (тариф).
Абонентская плата составляет постоянную часть ежемесячного платежа,
она уплачивается вне зависимости от объема трафика. Переменная часть
ежемесячного платежа зависит от объема трафика и равна произведению
тарифа на величину трафика за расчетный период.
Тариф, в свою очередь, может зависеть от нескольких
параметров:
тариф может быть разным для пикового и внепикового
(льготного) времени (для пикового он выше), причем интервалы пикового
времени в разных тарифных планах могут быть различными;
тариф для входящих вызовов может быть ниже, чем для исходящих;
тариф для "внутренних" (в пределах сети сотовой
связи) вызовов может быть ниже, чем для "внешних";
местные исходящие вызовы обычно дешевле исходящих
междугородных, а междугородные – дешевле международных, причем
для последних тариф может зависеть от страны или региона мира.
Тарифы на исходящие междугородные и международные вызовы обычно
состоят из двух составляющих – местной (равной тарифу на местные
исходящие вызовы) и добавляемой к ней междугородной или международной;
тариф может быть "зоновым" – например, разным
для области и областного центра.
Подлежащий оплате (тарифицируемый) отрезок эфирного
времени обычно округляется (для каждого разговора в отдельности)
вверх до ближайшего временного дискрета (интервала округления, интервала
тарификации), составляющего, как правило, от 1 секунды до 1 минуты.
Интервал округления может зависеть от длительности разговора, например,
в пределах первой минуты он может быть равен 1 минуте, а при длительности
разговора более одной минуты – 10 секунд или 1 секунду.
В некоторых тарифных планах предусматривается
начальный неоплачиваемый интервал, обычно длительностью 5 – 10 секунд.
Он может быть "абсолютно" неоплачиваемым, например, тарификация
начинается с 11-й секунды разговора, или "условно" неоплачиваемым,
когда разговор длительностью до 10 секунд не оплачивается, а при
разговоре более 10 секунд оплачивается все время, начиная с первой
секунды.
Тарифный план может предусматривать "включенные
минуты", т.е. минуты, предоставляемые в счет абонентской платы.
Если, например, в тарифный план "включено" 30 минут, то поминутная
оплата трафика начинается с 31-й минуты.
В некоторых случаях трафик оплачивается по специальным
тарифам: вызовы по аварийным номерам (пожарная охрана, милиция,
скорая помощь, аварийная газовой службы) должны быть бесплатными,
а для некоторых сервисно-справочных номеров тарифы могут быть повышенными.
У одного оператора обычно бывает три – четыре
тарифных плана, и каждый из них рассчитан на определенную категорию
абонентов. Пример набора из трех тарифных планов иллюстрируется
следующим графиком, на котором для каждого из гипотетических планов
показана плата за месяц в функции объема трафика (использованного
эфирного времени).
Первый тарифный план (абонентская плата 10 долларов,
тариф 0,8 долл/мин) выгоден при трафике до 100 минут в месяц, второй
(40 долларов и 0,5 долл/мин соответственно) – от 100 до 200 минут
в месяц, третий (абонентская плата 140 долларов при 300 включенных
минутах, тариф 0,3 долл/мин при трафике свыше 300 минут) – более
200 минут.
Оплата дополнительных услуг
Для дополнительных услуг могут устанавливаться
различные виды оплаты:
фиксированная ежемесячная, аналогично абонентской
плате;
пропорционально трафику (по числу минут использованного
эфирного времени);
пропорционально объему переданной информации
(определенная плата за каждое короткое сообщение, или пропорционально
объему информации в битах – этот вариант пока остается делом ближайшего
будущего);
комбинация каких-либо из перечисленных способов.
Некоторые тарифные планы могут включать определенные
виды дополнительных услуг в "стандартный пакет", т.е. без дополнительной
оплаты, точнее – за ту абонентскую плату, которая предусмотрена
соответствующими тарифными планами.
Оплата роуминга
Услуги роуминга оплачиваются "дома",
вне зависимости от того, в какой стране или в каком городе абонент
ими пользовался. Оплата производится по тарифам для соответствующих
видов услуг, с дополнительной "роуминговой" надбавкой
порядка 15% в пользу своего оператора сотовой связи.
Перечислим основные возможные варианты, имея
в виду, для определенности, услуги телефонной связи и международный
роуминг стандарта GSM:
вызов из роуминга домой (международный исходящий),
а также другие вызовы из роуминга – местные (входящие и исходящие),
исходящие междугородные (в пределах страны пребывания) и исходящие
международные (в другие страны) – оплачиваются по соответствующим
тарифам сети пребывания с роуминговой надбавкой;
вызов из роуминга земляку-роумеру, находящемуся
в той же стране и в том же городе, что и вызывающий его абонент,
пройдет через домашнюю сеть и будет дважды международным: исходящим
международным для вызывающего роумера, и входящим международным
для вызываемого роумера. Вызывающий абонент оплатит при этом международный
вызов из сети пребывания в домашнюю сеть (по тарифам гостевой
сети, с роуминговой надбавкой), а вызываемый абонент – международную
составляющую исходящего вызова из домашней сети (по тарифу домашней
сети – для страны пребывания роумеров, без роуминговой надбавки)
и местный входящий вызов (по тарифам гостевой сети, с роуминговой
надбавкой).
вызов из роуминга земляку-роумеру, находящемуся
в другой стране, оплачивается аналогично предыдущему случаю, но
по тарифам соответствующих стран;
при вызове роумеру из любой сети своего города
вызывающий абонент оплачивает только местный исходящий вызов,
а международная составляющая исходящего вызова оплачивается роумером
(вызываемым абонентом) по тарифу международной исходящей связи
из своей сотовой сети в страну пребывания (без роуминговой надбавки),
который оплачивает также местный входящий вызов (по тарифам гостевой
сети, с роуминговой надбавкой).
если роумер установил переадресацию (безразлично,
когда – до отъезда в роуминг или уже находясь в роуминге), например,
на номер своего домашнего телефона, то оплата может зависеть от
вида переадресации: безусловная переадресация и условная переадресация
по "недоступен" обрабатываются в домашней сети, а потому
входящий вызов не уходит за границу. Условная переадресация по
"занято" и по "нет ответа" обрабатывается
в гостевой сети, а потому роумер будет оплачивать международный
вызов в два конца – за границу по тарифам домашней сети, и из-за
границы домой по тарифам сети пребывания, с роуминговой надбавкой.
Формирование счета
Счет за услуги сотовой связи (за расчетный период)
формируется автоматически при помощи вычислительных средств системы
сотовой связи, на основе информации о предоставленных услугах, которая
регистрируется (также автоматически) центром коммутации системы.
При этом фиксируются все необходимые для формирования счета параметры:
дата и время начала и окончания предоставления каждой из услуг,
откуда приходят входящие и куда адресуются исходящие вызовы и т.п.
Помимо платы за услуги сотовой связи как таковые,
в счет включаются дополнительные сборы, устанавливаемые федеральными
или региональными властями – налог на добавленную стоимость (НДС)
и налог с продаж (НСП), пропорциональные суммам основных платежей.
В соответствии с этим, цены и тарифы могут быть
указаны либо с учетом НДС и НСП, либо без их учета. Сравнительные
характеристики тарифных планов от этого не меняются, а суммы платежей
будут заметно различаться. При использовании схемы с предоплатой
счета вообще не формируются.
Как видите, правильно выбрать стратегию оплаты
услуг сотовой связи совсем не просто. Обилие дополнительных платных
и бесплатных сервисных функций, разных систем оплаты и прочих, привлекательных
для потребителя параметров делает выбор "своего" тарифа
сложным и увлекательным занятием. Но зато, проведя тщательное сравнение
и взвесив все за и против, вы найдете действительно оптимальный
для себя тариф. Оптимальный до тех пор, пока конкурент вашего оператора
не снизит цены на свои услуги. И тогда сравнивать придется заново.
|